Как работает шариковый подшипник
Шариковые подшипники качения очень распространены и используются в разных областях производства — автомобилестроении, машиностроении, электронике и многих других отраслях, где надежность и долговечность являются важнейшими параметрами. Эти подшипники довольно просты в устройстве и в то же время очень эффективны, благодаря минимальному трению и точечному контакту шариков. Рассмотрим, как работает шариковый подшипник, как его правильно устанавливать и ухаживать.
- Основы работы шарикового подшипника
- Что держит шарики в подшипнике
- Как должен вращаться подшипник
- Какую нагрузку воспринимает шариковый подшипник
- Как правильно нагреть подшипник
- Как правильно устанавливать шариковый подшипник
- Как производить замену шарикового подшипника
- Выводы
Основы работы шарикового подшипника
Шариковый подшипник — это тип подшипника качения, в котором шарики играют роль элементов подшипника. Они разнесены в равных интервалах и расположены между кольцами — внутренним и внешним. Шарики движутся в специальных углублениях, или дорожках, на кольцах. При вращении, шарики касаются только кольцевых дорожек, что создает минимальное трение благодаря точечному контакту.
Что держит шарики в подшипнике
Один из самых важных элементов подшипника — это сепаратор. Эта часть удерживает тела качения — шарики или ролики — не допуская их контакта друг с другом. Сепаратор является своего рода клеткой, в которой лежат элементы подшипника и предотвращает их трение друг о друга. В шариковых подшипниках сепараторom чаще всего является кольцо, на котором размещены гребенки, разделяющие шарики.
Как должен вращаться подшипник
При вращении подшипника от руки он должен вращаться свободно и плавно, без заметных скачков, трения и шума. Если это не так, то нужно тщательно проверить установку подшипника, а если установка верна, подшипник следует заменить.
Какую нагрузку воспринимает шариковый подшипник
Шариковые подшипники способны воспринимать радиальные и осевые нагрузки. При этом радиальные нагрузки являются основными. Осевые нагрузки в обоих направлениях могут быть восприняты, когда радиальный зазор увеличен. Например, при осевом нагрузочном действии в одну сторону, с моментом вращения, допустимая нагрузка может достигать 70% неиспользованной радиальной.
Как правильно нагреть подшипник
Для расширения возможностей использования подшипников и их эксплуатационных свойств, необходимо внимательно следить за их уходом. В некоторых случаях может потребоваться нагрев подшипника, чтобы установить его на вал или в корпус. Это может быть необходимо, когда применение усилия не удается установить подшипник за счет механической установки. Но нагрев должен проводиться в соответствии с рекомендациями производителей:
- Ни в коем случае не допускайте нагрев подшипников открытым пламенем.
- Используйте для нагрева электроплиту или другие специальные устройства, предназначенные для этого.
- Чтобы обеспечить равномерный нагрев, нужно несколько раз переворачивать подшипник в процессе нагрева.
Как правильно устанавливать шариковый подшипник
Установка подшипника — это непростая процедура, которая включает в себя ряд нюансов, которые нужно учитывать:
- Подшипник нужно устанавливать с большим вниманием к его очистке. Даже малейщие загрязнения могут повлиять на качество работы подшипника.
- При установке на вал не следует применять силу, потребуется использовать специальный инструмент — пресс.
- На случай, если технология монтажа не определена, не следует поднимать или таскать подшипник за его кольца, а устанавливать его на место только при помощи специального инструмента.
Как производить замену шарикового подшипника
Если подшипник неисправен, необходима его замена. Рекомендуется следовать следующим рекомендациям при произведении замены:
- Открыть и осмотреть узел подшипника на предмет повреждения кольца или дорожек. Если обнаружены повреждения, то подшипник следует заменить.
- Соблюдайте чистоту при работе с новым подшипником. Даже небольшое загрязнение приведёт к сокращению срока эксплуатации.
- Внимательно очистите поверхности, на которые будет установлен новый подшипник, и особое внимание уделите месту, где будет установлен сепаратор.
- Осуществите точное позиционирование подшипника, чтобы он не ехал по оси вращения. Затем закрепите подшипник в соответствующем крепеже.
Выводы
Шариковые подшипники качения — это неотъемлемый элемент механики многих промышленных отраслей. Их преимуществами являются редкие случаи возникновения поломок и низкий уровень трения благодаря точечному контакту. Для максимальной продолжительности эксплуатации подшипников следует соблюдать правила их установки, замены и ухода. Кроме того, очистите поверхности перед установкой нового подшипника и обеспечьте точное позиционирование. Необходимые рекомендации по установке и монтажу следует получать у производителя.